Кухня на природе: как выбрать походную горелку?


  • Просмотров: 270
Несомненно, в приготовлении пищи на костре есть своя доля романтики. Ароматный дымок, уютные посиделки в компании единомышленников, дружеская беседа за кружкой горячего чая... Но согласитесь, далеко не всегда есть возможность сварить полноценный обед на костре. Наличие туристической горелки позволяет путешественникам сэкономить время и силы, что является важным фактором в походной жизни. О плюсах и минусах разных типов походных горелок и пойдет речь в нашей статье.



Газовые горелки 

Сложно поверить, но первые газовые горелки не пользовались особым спросом среди туристов того времени. Они имели ряд существенных недостатков. Во-первых, газовая смесь в баллонах состояла из двух составляющий - бутана и пропана, которые чутко реагировали на перепады температур и не могли обеспечить бесперебойную работу горелки при морозе. Решить этот вопрос удалось намного позже, когда в смесь стали добавлять изобутан. Все компоненты имели разную температуру кипения, что позволило стабилизировать процесс горения в широком температурном диапазоне. Наряду с этим, производители повышали давление газов в баллоне, что позволило использовать газовые горелки на большей высоте над уровнем моря, например в горах.
Сегодня газовые горелки - наиболее распространенное портативное топливное оборудование. Это обусловлено рядом преимуществ по сравнению с мультитопливными или бензиновыми аналогами:
  • ​компактность и низкий вес. Чемпионами здесь являются горелки-насадки. Вес большинства моделей составляет 80-90г, а размеры настолько малы, что позволяют транспортировать изделие в кружке или небольшом кармане;
  • простота в эксплуатации. Для начала работы достаточно лишь прикрутить горелку к баллону, открыть клапан и поджечь;
  • экономичность. Газ, обладая высокой энергетической ценностью, расходуется экономно. Продуманная до мелочей конструкция горелки позволяет вскипятить литр воды за 2 минуты (при условии использования тонкостенной посуды из анодированного алюминия), что также уменьшает расход топлива;
  • газ - довольно чистое топливо без примесей, поэтому не засоряет горелку продуктами горения и облегчает техническое обслуживание.
Достичь совершенства в производстве газовых горелок пока не удалось, поэтому и недостатки у них имеются. Например, вы не можете воспользоваться газовой горелкой если температура воздуха будет ниже 20 0С, хотя этот показатель с лихвой перекрывает запросы большинства туристов.
В походе может возникнуть еще одна проблема: по мере расхода топлива, давление в баллоне падает, что вызывает нестабильность пламени. Можно выйти из положения, перевернув баллон. Но такая возможность существует только для горелок, которые подключаются к емкости с помощью шланга. В этом случае газ в жидкой форме будет стекать в шланг и уже в нем расширяться до газообразного состояния.
Стоит помнить, что газовые баллоны запрещено перевозить в самолетах из-за высокого давления внутри емкости. Планируя поход по отдаленной от цивилизации местности, подумайте сможете ли вы купить газовый баллон необходимого стандарта, приземлившись в чужой стране.

 

 
Мультитопливные горелки

Само название "мультитопливные горелки" говорит о возможности использовать в качестве топлива различное горючее - бензин, керосин, солярка, газ. Такие горелки комплектуются специальными переходниками, что позволяет присоединить к изделию при желании как газовый, так и бензиновый баллон. Но за такую универсальность придется платить удобством в применении.
Плюсами мультитопливных горелок являются:
  • стабильное горение при экстремально низких температурах и больших высотах;
  • меньшая стоимость жидкого топлива по сравнению с газом, и его относительная доступность даже в удаленных уголках планеты - в небольших поселениях, деревушках, да и на любой заправочной станции;
  • устойчивость конструкции.
Есть в мультитопливном оборудовании и слабые места:
  • ​жидкотопливная горелка конструктивно сложнее газовой, что сказывается и на аспектах эксплуатации. Чтобы начать приготовление пищи, необходимо прогреть горелку в течении минуты. Остывшую горелку придется разогревать заново;
  • для того, чтобы разжечь мультитопливную горелку иногда необходима определенная сноровка, особенно актуально этот вопрос встает при эксплуатации примуса;
  • в жидком топливе зачастую присутствуют примеси, которые оставляют копоть на стенках. Горелка засоряется продуктами сгорания и ее необходимо часто чистить;
  • жидкое топливо имеет неприятный запах. Резкий запах керосина вы не перепутаете ни с каким другим, да и “аромат” бензина из рюкзака, а значит и от всех вещей, находящихся в нем, мало кого обрадует;
  • высокая стоимость по сравнению с газовыми аналогами;
  • вероятность пролива топлива;
  • большие габариты и вес.
Приятных вам путешествий!