Сакартве́ло: огонь и лед … (Восхождение на Тетнульд)

• 21 апреля 2015 15:28:48
Скорее всего, у каждого из нас есть место, в которое очень хочется попасть, куда  тянет всей душой, для меня - это Грузия, даже не знаю почему, темперамент этого государства завораживает. И так, сидели мы втроем (Я и два Вовы) в кафе, прихватив  с собой ноутбук, и рассуждали о том, что пропускать зимний альпинистский сезон мы никак не собираемся! Куда ехать? С кем ехать? Хм?! Была идея Маттерхорна (хорошо, что ребята  передумали), Приэльбрусье (на смену). Но нет, была  закинута идея о Грузии. Открылась крышка ноутбука, зашумела клавиатура, нашлись билеты на рейс Киев-Кутаиси.

Началась подготовка! К зимним мероприятиям подготовка на порядок важнее и серьезнее. Продумали раскладку (было много сушняка и  сублиматов, а также шоколада - куда же без него)). Подготовили снарягу, изучили описания маршрута (красавица – Тетнульд), договорились за трансфер, сделали погранпропуски (мы были на границы Грузии и России - Сванетия). Фух, готовы! Выехали мы 4-го марта в восемь вечера из Черкасс в Киев, встретились мастером спорта по альпинизму Анной Ясинской (огромное спасибо ей за наставления и поддержку), заказали такси и помчались в Жуляны.

Прошла регистрация, сдали свои тяжеленые  рюкзаки, загрузились в самолет. Несколько часов полета - мы в Кутаиси (нам как украинцам при регистрации каждому вручали бутылку вина – знак грузинского гостеприимства). Вышли из аэропорта и на нас налетели, как вороны, таксисты. Еле отбились, но баллон сомнительного газа все же купили (в Грузии с газом проблема). Гиа (наш грузинский водитель) уже ожидал у  входа и с табличкой “Вова” мы поняли, что это за нами, загрузились в машину, и нас ожидало 5 часов «серпантина» к Местии.

Это прекрасное место, где сваны тебя обогреют, накормят и помогут, в любой ситуации (как же они любят нас – украинцев). Немного отдохнув в нашем съемном жилье, вышли мы на акклиматизационный выход на Кресты (2200 м), продышаться перед восхождением на невесту сванских гор - неприступную Тетнульд (в летние время сложности особой не представляет, но зимой…). И вот  утро. Встретились с начальником погранзаставы – Генри (заботился о нас, как отец, курировал всю поездку - пример ЧЕЛОВЕКА), он выдал нам пропуска, познакомил с отличным альпинистом - Мишей (еще раз услышали рекомендации), обменялись рациями, договорились о сеансах связи, правда, мы немного расстроились, ведь погоды у нас было всего 5 дней. Это мало. Маршрут наш стартовал с Адишей (село на высоте более 2000 метров, где  сохранились древние традиции, где для хозяина, главное – гость, где лаваши пекутся дома, где есть варенье из фейхоа, горячая чача и домашний сулугуни. Где в столетнем доме, с рукодельной мебелью стоит метровая плазма и есть интернет, где живет славный грузинский сын – Мухран, где собаки провожают гостей в горы))).

Надели снегоступы (снежный покров, около 6 метров) и погнали тропить, хорошая снаряга, как никогда была кстати.

Честно, мы переживали, ведь на эту гору не поднялись опытные альпинисты (много иностранцев), а для меня это было первое ЗИМНИЕ восхождение. И вот началась тропежка, как радовало глаз нежно голубое небо, острые снежные пики и яркое, огненное солнце - великолепно. Шли мы в тройке, для больших гор - самый безопасный вариант, в случае ЧП - можно спастись. Первая наша ночевка была на высоте 3100, с помощью лавинной лопаты подготовили место под палатку, заварили чай на Jetboil-е, начали готовить ужин, уложились спать (как  спать, на улице минус 18 и очень сыро, так подремать)). Так как  дней погоды у нас было мало, пришлось набирать высоту постоянно, без сбросов (для правильной акклиматизации), тропежка продолжалась подходили мы в кулуар - опасное место, а пухляка  много, выдели лавины, трещал снег и под нами - жутковато, но миновалось, Темнело, нужно было готовиться к следующей стоянке - 3900, подкопали основательно палаточку, поели, обсудили день, вышли на связь - спать.

На следующий день встаем рано, ведь у нас сложный переход (закрытый ледник (нужно идти вязаными)), дальше подъем по снежно-ледовым скалам, трудно с рюкзаками и в ботинках скалолазить по такому рельефу, еще везде страхуйся, ведь улететь легко, били даже крюк  (для станции), вышли на подушку 4100, нужно было основательно подготовится к стоянке (ведь впереди нас ожидало 2 дня штормовой погоды), подкопал Вованчик-1 палатку (у нас была суровая, тяжелая, экспедиционная палатка с 6-ю дугами - надега), Вовчик-2, вырыл двухметровый туалет (захотелось человеку), со ступеньками, я начала топить снег и готовить наше спальное место. Да, спать в таких условиях не сильно весело, конденсат (какая бы супер палатка у вас не была), и не очень тепло - в горах еще зима. У нас сегодня важный день-штурм, вышли немного с опозданием, поднялись по крутому склону, в три такта (когда бьется  ледоруб/ледовый инструмент, а потом поочередно кошка в склон), шли в связке, вышли на снежный мост - опасное место, ведь под ним трещины их там полно, срыв в трещину очень опасный, часто гибель. Прошли поочередно все, вышли на гребень, он такой длинный - жуть, еще весь в бутылочном льду - очень сложный рельеф, на котором легко полетать, вот я как раз и сорвалась, но меня словили))). Пошли по маршруту (наше контрольное время 13.30, после хочешь - не хочешь - точка возврата).

Была у нас грубая ошибка (так как зимнего описания маршрута не было, только летние) мы решили траверснуть один участок (двигаться по склону горы без набора и потери высоты, то есть "вбок" от принципиальной линии маршрута), думали так быстрее (на скалах нужно страховаться, и по снегу быстрее идется), но там оказался очень крутой склон, поэтому проходили мы этот участок, очень аккуратно и постоянно страхуясь (хотя страховка на снегу, больше психологическая, ведь на снегу страховки нормальной попросту нет), вот нам до вершины 300 м набора - 2 часа ходу на часах 13.00 - не успеваем, «холодную» зимой «ловить» нельзя - гибель, хотя теплые вещи на маршрут мы с собой взяли, но ночевать на скалах - нельзя, решили штурмовать позже, спустились в лагерь, обсудили ошибку. Решили, что повторим штурм, но через два дня (обещанная непогода), но у же в двойке (Вова-Вова, без меня, ведь парни были здесь второй раз (первый раз з командой  Киевской ФАИС (которые пробовали взойти на эту гору несколько раз и так и не поднялись, хотя у них были намного сложнее вершины перед этим. Не везет с погодой, не пускает гора - так бывает), я решила не идти, ведь их  двойка сработана и двоим работать быстрее, ежели 3-м, в случае ЧП я смогу вызвать помощь.

Ждем два дня в палатке, на улицу не выйдешь, видимость нулевая, в туалет отходишь на – 0,5 метра, дальше ярко-оранжевую палатку не видно. А холодно…, очень холодно. Наш 2 метровый туалет смело, как будто ничего и не было))). На сеансе связи нас очень расстроили новостью, что будет полдня погоды, вместо обещанных двух, потом 4 дня непогоды - не успеваем. Запасы еды заканчиваются, да и вылет 18-го, принимаем решение отказаться от  вершины, и в окно погоды спускаться, ведь в непогоду мы не можем идти - «молоко», нечего не видно, склоны переполнение свежим снегом (высокая лавиноопасность, спуск по крутым снежным склонам и скалам в таких условиях, просто невозможен).

Убрав амбиции далеко в сторонку, начинаем спуск (правильное решение) у нас всего полдня, а спуститься нужно в село (набирали высоту 3 дня). Без остановок мы слезали вниз по скалах, потом по снежному склону, седловине и катались в кулуаре (лавинноопастном месте) на снегоступах с помощью трекинговых палок, очень уставшие мы спустились в село, сброс высоты чувствовался.

Мухран нас откормил, отпоил, обогрел. Спасибо ему за это.

На следующий день мы решили ехать в Местию, подкормили свинок (бросали им сухари и наблюдали как, они борются за кусок батона – веселое зрелище), загрузились в машину, и к вечеру были на месте, приняв теплый душ - невероятная радость, напились вдоволь чая, позвонив Генри, мы пошли бродить по вечерней Местии, зашли в ресторанчик местной кухни (купдари, хачапури, хинкали, харчо, вино – все, что угодно, можно найти здесь, все очень-очень вкусное), народная музыка, живой камин и разговоры до позднего вечера…

Наутро наши неугомонные задницы решили поехать в Батуми (у нас было 3 дня), выехав в обед, попрощавшись (не на долго, мы вернемся), под вечер мы были в этом модном городе, совершенно не похожем на Сванетию и немного с «другими» грузинами. Сняли квартиру и отправились на набережную в центр… Очень красиво, непривычная нашему глазу архитектура, а еще, велодорожка по всему городу - классно. Конечно, мы не могли пропустить ботанический сад, супер-мак, музей искусств и многое другое. А еще хачапури по-аджарски (веди Батуми  – столица автономной республики Аджария, а хачапури в Грузии, как наш борщ, везде разные рецепты).

Накупив сувениров и гостинцев, доехали рано утром следующего дня в Кутаиси, где и  вылетели в Киев.  Нас уже ожидали ребята с Киевской ФАИС в кафе, встреча прошла с эмоциональным обсуждением поездки и с постройкой будущих планов.
Грузия, жди нас! Мы обязательно вернемся )))