Каракол – бэкккантри рай в Киргизии
- 27 ноября 2014 12:49:21
Начало
Киргизия? Ски-тур? Кататься в школе? Почему так далеко, ведь есть много мест ближе и дешевле? Такие вопросы задавали нам многие, когда слышали о нашем решении. Так почему же все-таки именно этот вариант?***
Несколько лет назад, в один из скучных дней на работе, просматривая разные статьи о путешествиях, я наткнулся на блог в ЖЖ Алекса Кузьмицкого. Прочитав заглавный пост, решил посмотреть выборочно некоторые записи и это меня настолько увлекло, что я провел за этим занятием весь день. Так я впервые узнал о школе SnowSense и у меня зародилось желание непременно в нее попасть. Я начал отслеживать все новые публикации, попутно пытаясь подстроить анонсы новых программ под наши планы, и, в результате, принесло свои плоды.
***
В последние годы количество наших поездок неизменно росло. Казалось бы, столько ездим, столько времени посвящаем тренировкам, но как ни парадоксально, результаты не высоки. Точнее они есть, но не такие как хотелось бы, все таки ожидаешь от себя чего-то большего. И главное что знаешь, что можно достичь большего, нужно только систематизировать подход, преимущественно у себя в голове, понять что и зачем тебе нужно, тогда энергию можно будет направить в нужное русло. Решили следующий сезон посвятить обучению, и не просто обучению, как техническому процессу, а обучению как к толчку извне. Хотелось перенять часть опыта и знаний у новых людей, с кем ты ранее не был знаком, кто бы мог посмотреть критическим взглядом на тебя со стороны и дать нужный совет, порой куда более важный чем очередные несколько дней тренировок.
***
И вот в один момент, когда мы только начинаем формулировать мысли что же делать на Новогодние праздники, я нахожу анонс программы в Киргизии, и не у кого-нибудь, а у SnowSense – все сходится, отписываемся, вносим аванс, берем билеты и остается только ожидать нужной даты. Вот так материализуются мечты!
Как добраться?
Если не брать во внимание экстремальные варианты, типа поездки на машине, то из Киева есть два варианта авиаперелета:- прямой до Алматы – сам перелет дешевле (если лететь с МАУ), быстрее, потому как без пересадок, но последующий трансфер до Каракола займет по рассказам очевидцев около 11 часов и то, это зависит от состояния перевала, и по стоимости будет около 250 долларов с машины;
- до Бишкека с пересадкой в Москве (рейс от Аэрофлота). Такой вариант перелёта дороже и дольше по времени, но трансфер до Каракола займет 5-6 часов по относительно хорошей дороге. Стоимость трансфера – 200 долларов за бус типа «Спринтер» и около 170 долларов за минивэн, куда с трудом влезет 7 человек и весь их немалый багаж.
Каракол
Город
Сам город небольшой, при желании можно пройти пешком, но зачастую лучше заказать такси, в переводе на гривны, обойдется недорого, порядка 20 грн. Несмотря на то, что по киргизским меркам туризм здесь развит, мест развлечения для классического лыжного отдыха здесь не много. В городе есть несколько кафе, где можно поесть, есть магазины и рынок, где можно купить необходимые бытовые вещи и разные фрукты-орешки. Очень много обменных пунктов, так что рубли, доллары, евро поменять не проблема. Отдыхающие живут в гостевых домах. Обычно это частные дома, где в отдельном домике живут хозяева (могут в нём же ещё пару комнат сдавать), в отдельном гости, на территории может быть столовая, баня.Сделав небольшую прогулку по городу, возникло ощущение, что вернулся в детство. В городе очень много катков, которые люди сами заливают, дети катаются с горок на картонках или просто на спине, при этом детей много и разных возрастов. У нас, к сожалению, в городах такая картина уже большая редкость, все заставлено машинами или отдано под застройку, а дети проводят свое время за компьютером или телевизором.
Достопримечательности
Как таковых достопримечательностей в Караколе нет, большинство из них, что не удивительно природные и находятся вне города – горы и озеро Иссык-Куль. Если есть свободное время, можно посетить музей Пржевальского – пожалуй одна из главных культурных ценностей города.
Кроме этого, если немного проехать на машине на север, можно искупаться в горячих источниках на берегу Иссык-Куля или принять радоновые ванны в долине реки Ак Су. Но при этом делайте поправку на местный колорит, что для местных нормально, вам изначально может прийтись не по душе J. Здесь главное решиться попробовать. Дальше всё пойдёт как по маслу, удовольствие неизбежно.
А это раздевалка при них (чуть правее) на улице, ну и что, что градусник показывает -10. Вы же не слабы духом!
На берегу Иссык-Куля, выглядит как море
Инфраструктура
В Киргизии и, в частности, в Караколе мы уже были летом, поэтому завышенных ожиданий уровня сервиса у нас не было и это позволило нам расслабиться и получить удовольствие от всего. Перед поездкой нужно понимать, что ты едешь в Азию и не ожидать сверх комфортного жилья, безупречно организованного трансфера, большого количества уютных ресторанов. Думаю, что люди, решающиеся на такую поездку, всего этого и не ждут. В Киргизии все по-азиатски. Когда тебя везут в аэропорт, водитель может искать шиномонтаж, чтоб заменить пробитое колесо, несмотря на то что у тебя скоро вылет и можно доехать на запаске, а отремонтировать потом. В доме свет может включаться ударом кулака по выключателю, и горячей воды в душе может хватать только для 4-х человек вместо 10-ти проживающих. Место с гордым названием «радоновые ванны» окажется обычными ваннами а-ля «здравствуй СССР», которые нужно самостоятельно дезинфицировать хлорным раствором. Если вы едете за катанием, а покататься и походить тут есть где, все эти мелочи нисколько не расстраивают, а многие из них приносят удовольствие. Самое главное в этом деле - это личный настрой и восприятие вещей! Глиняный дом на 10 человек с одной душевой может превратиться в уютное и тёплое жилище с компанией замечательных людей, радоновые ванны а-ля СССР, после завершения чудесного спуска в новогоднюю ночь, превзойдут в вашем сознании лучшие СПА курорты. Просто не надо сравнивать, получайте удовольствие здесь и сейчас!Жилье
Сказать честно, перед поездкой вопросами жилья не занимались. Нам сразу сообщили где мы будем жить, в итоге мы остановились в гостевом доме «Алакель» и нам понравилось. Хозяин – Эмиль, бывший директор спиртзавода, решил посвятить себя горным лыжам и уделяет не только им, а и, к примеру, развитию парапланеризма в районе Каракола очень много времени. Любые вопросы касательно трансфера, описания районов, покупки разных нужных вещей от сим-карт до хурмы смело можно было решать через Эмиля. Каких-то значимых бытовых проблем у нас не было, а если и были, то быстро решались, да мы и не сильно придавали этому значение. В плане питания можно было договориться на любое удобное время, каждый прием пищи оплачивался отдельно. Меню в гостевом доме такое:Завтрак: пару кусочков сыра и колбасы, каша, варенье, чай, иногда творогом баловали. Такой завтрак – это стандарт для каракольских гостевых домов.
Ужин: вот здесь поразнообразнее, могут подать немного салата, суп и… всё, а могут «первое, второе и компот» в больших количествах. Ужин – это всегда элемент неожиданности.
Если вы не ищете супербюджетных вариантов, можно смело останавливаться здесь.
Горнолыжка
Горнолыжка, так называют подготовленную зону катания, где расположены подъемники, местные жители. Горнолыжка представляет из себя четыре двухместных кресельных подъемника, один из которых при нас находился в нерабочем состоянии.
Первая креселка поднимает вдоль учебного короткого склона и с нее можно дальше попасть на две других, которые поднимают уже повыше. Трасс, грубо говоря всего две, с разными ответвлениями и переездами между ними. Можно кататься между и сбоку от трасс в лесу, но лес довольно густой в нижней части, так что нужно быть готовым поднапрячься. К тому же неочевидны с первого раза пути возврата, можно уехать в ущелье, из которого потом долго выбираться. Дневной безлимитный абонемент стоит около 220 грн., что довольно дорого для такого количества трасс. Из неудобств – кресла деревянные и очень холодные, а ехать наверх долго, поэтому нужно брать с собой седушку. Высоким людям там будет неудобно, у меня колени не помещались при закрытии рамы, приходилось ехать либо свесив ноги, либо изворачиваться как-то боком, но все равно при этом давило.
В целом, ради катания по трассам ехать сюда однозначно не стоит.
Фрирайд в окрестностях
Говоря о фрирайде в районе Каракола, не стоит рассчитывать на легкодоступность (я имею в виду доступность с подъемников или пешком). Придётся немного походить, поэтому ски-тур (сплитборд) комплект или на крайний случай снегоступы обязательны, хотя с последними будет гораздо сложнее. Стандартная схема дневного выхода – заброска в район катания до максимальной точки досягаемости джипов, подъем к точке спуска и собственно спуск. При большом желании можно делать и два спуска, но это нужно делать в хорошем темпе, т.к. световой день короткий. На мой взгляд, не стоит гнаться за скоростью и изматывать себя, т.к. сам процесс подъема в этих горах доставляет огромное удовольствие и чтоб сполна им насладиться не стоит спешить.
Подъем на гору из долины Ичке Жергез
За все время нашего пребывания была стабильная солнечная погода, обусловленная континентальным климатом, хотя близость Иссык-Куля вносит небольшие поправки. В горах было порядка 70-100 см снега от первых снегопадов, так что подложки как таковой не было. Если добавить к этому преимущественно северную экспозицию склонов, то лавинная обстановка была достаточно нестабильной. К счастью, многие склоны очистились самостоятельно и после нескольких дней состояние снежного покрова немного стабилизировалось. В любом случае лавинные тесты перед спуском обязательны.
В среднем набор высоты на подъеме около 1 км, стартовали мы обычно в районе 2000 м и поднимались приблизительно до 3000 м. По времени это занимало в среднем 4 часа в неспешном темпе с остановками на перекус.
Ичке Жергез
Первый выход без акклиматизации давался не совсем легко. Хоть и постарались до выезда как-то набрать форму, но высота все-таки дала о себе знать. Поднялись примерно на 3000, т.е. около 1 км перепада. Подъем проходил по одному из отрогов, по направлению к вершине, снега было достаточно много, поэтому в верхней части тропили по очереди. Постоянно вокруг слышали «вумпсы» - растрескивание и проседание снега, что немного настораживало. Из-за нестабильной обстановки решили не подниматься по более крутой части склона, а поехали назад по пути подъема. Спуск получился очень хороший, достаточно равномерный как для первого раза, с длинным пологим выкатом.
Для многих маршрутов характерны длинные пологие подходы, это один из них
Подъем пологий, что позволяет идти по нестабильному снегу, на более крутой склон не идем
Пик Панорамный
После акклиматизационного выхода у нас был день отдыха на горнолыжке, который, честно говоря, отдыхом назвать сложновато. Полдня покатали в районе канаток, разведав ближайшие ходы между деревьев, а после обеда пошли на ближайшую вершину на 3400 по следу ретрака. На первый взгляд это казалось проще, но уже в процессе ходьбы начала сказываться усталость, может все еще действовала высота. В итоге, дойдя до цели, сразу отбросили идею ехать в ущелье, т.к. солнце уже практически село и у нас было 10-15 минут чтоб вернуться по светлому. Решили возвращаться к исходной точке, но когда оставалось сделать один подъем, метров 50 набора, отсутствие опыта сыграло злую шутку. Практически все решили поехать вниз, по незнакомому маршруту, который был уже прихвачен морозом, и образовалась неприятная корка. В итоге, мы таки выехали, но вечером получили справедливый нагоняй от наставника.
Панорама с верхней точки канатки
Начало перехода – идем по ретраченому следу
Кереге-Таш
Начало подъема проходит по очень живописному лесу, с выходом на седловину, а вот с нее нужно пройти по довольно крутому участку в начале гребня, который к тому же еще и покрыт лесом. Но зато когда попадаешь на гребень открываются замечательные виды. Что касается видов, то мы в основном поднимались по северным склонам и могли наблюдать как солнце постепенно озаряет южные склоны Кунгей Алатоо. Особенно приятно было, когда ты сидишь на привале, пьешь чай и наблюдаешь такую прекрасную картину.
Кунгей Ало-Тоо в лучах уже полуденного солнца
Пройдя немного по гребню, который имеет довольно крутой обрыв в сторону спуска, решили для безопасности спускаться по следу уже сошедшей лавины. Пришлось объезжать при этом кусты, но другого безопасного пути не было. Далее спуск привел нас в узкое ущелье, в котором тоже наблюдались лавинные выносы, к счастью оказавшиеся мягкими, т.к. не подвергались воздействию солнца. Из ущелья спуск в ближайшее село и ставший уже привычным «кизяк-райдинг».
Панорама при выходе на гребень
Идем по краю гребня – слева довольно круто, если пройти дальше видны следы сошедших лавин
Перевал Чон-Ашу
Если ехать из Каракола по долине реки Тургень в сторону ледника Иныльчек, мы проезжаем перевал Чон-Ашу, высотой около 3800 м. Зачастую туда нельзя проехать из-за сошедших лавин или больших снегопадов, но в этот раз дорога была расчищена и нас забросили туда на джипах.
От перевала можно подняться, набрав метров 250, до остатков какой-то металлической вышки, немного спуститься по хребту и получить возможность хорошего спуска прям к дороге. Именно так мы и сделали, но в итоге спуск преподнес нам урок, что не все что выглядит хорошо, на самом деле таковым является. Верхняя часть была все же довольно хорошей, а вот снизу все было усеяно камнями, скрытыми под снегом, но неизменно попадающими под канты лыж при спуске. Часть народу разумно сняла снаряды и спустилась пешком, благо уклон позволял. Вторая часть, и мы в том числе, немного помучила себя и лыжи и кое-как скатились. Чтоб немного подсластить осадочек от спуска, решили съехать по приятному кулуару, который присмотрели еще с вершины. Там было хорошо, хоть и полого, зато без камней.
Подъем делали в своеобразной чаше, которая отражала солнечные лучи, из-за чего было очень жарко
Место старта – сразу за скальными выходами на склоне
На дне каждого следа видны камни, поэтому спуститься пешком правильное решение
Боз Учук
Одно из самых ярких впечатлений, это выезд в долину Боз Учук, ведь там нас ждал опыт бэккантри на лошадях. Пока ждали лошадей, познакомились с местной живностью, особенно все были в восторге от телят с их мохнатыми ушами (мамалаков) и ягнят.
Знакомимся с местными животными
Лошади попались всем разные, как оказалось даже залезть на лошадь со снаряжением далеко нетривиальная задача.
Оседлать лошадь – задача нетривиальная
Могу судить только по своему опыту, лошадь управлялась легко, слушала команды, удобней всего было, когда она бежала рысью... Но все это было на равнине, где есть протоптанная дорога и небольшой уклон. Когда лошадям приходилось топтать снег и идти в гору, они периодически отказывались это делать. В итоге все кто как мог, кто кнутом, кто уговорами, пытались заставить их сдвинуться с места, иногда это все-таки удавалось. Как опыт это хорошо, но я пока не готов использовать лошадь для таких целей, уж лучше на камусах.
От места высадки мы поднялись немного в направлении хребта и, не выходя на него, спустились обратно в долину. Опять же лавинная ситуация оставляла желать лучшего. Спуск был хороший, между елок, больших и маленьких, чем-то напомнил спуски на Драгобрате.
Склон, по которому планируем спускаться, выглядит прекрасно
Внизу нас покормили и напоили чаем гостеприимные киргизы, что было очень кстати. Очень не хотелось после такого обеда покидать теплый домик.
Ак Булак
Если ехать по направлению к перевалу Чон Ашу, справа можно увидеть хорошие варианты для подъема и спуска. Это и есть долина Ак Булак, куда мы собственно и съездили в один из крайних дней. Подъем местами пологий, иногда даже нужно приспуститься, но очень видовой. Если оглянуться на свои следы, видно красивый путь между елок. Спуск получился один из самых приятных за выезд, т.к. камней не было, ехали по мягкому снегу.
Пересекаем лес и ручей на подъеме
Стандартный длинный пологий выкат в конце спуска
Лошади тоже любят свободу
Ущелье Каракол
Когда нас подвезли к мостику, от которого мы начали движение, появилось чувство ностальгии. Именно здесь нас в 2010-м году высаживали, когда мы ходили «кругосветку». Тогда было лето, а в этот раз все было зимой, поэтому одели камуса и пошли на лыжах вверх по дороге. Присмотрев справа возможный кулуар для спуска, решили подниматься на него по одному из неявно выраженных отрогов. На подъеме мы немного помучились, т.к. склон был покрыт травой и лыжи постоянно скользили назад, приходилось много траверсить.
Верхняя часть подъема, обратите внимание на трещины слева, до нас их не было
Красивая панорама при выходе на гребень
Копаем шурф и делает тесты перед спуском
Лавинная обстановка на спуске, наверное была самой опасной, по сравнению с предыдущими днями, но все же позволяла спуститься. На спуске даже спустили небольшую лавинку, хорошо что не уехали вместе с ней. После спуска провели очень полезное занятие по поиску датчиков. К сожалению, из-за малого количества снега полноценно закопать их не удалось, но все равно это был новый интересный опыт и любая практика никогда не помешает.
Новый Год
Карабельтек
Как приятно встречать Новый Год по особенному, а если при этом тебя окружают близкие по духу и мировозрению люди, это вдвойне приятно. Собственно сам Новый Год мы встретили, не скажу что необычно, но все же по своему хорошо. Нам накрыли бильярдный стол огромных размеров, так что одна половина стола с трудом слышала другую и тосты приходилось передавать по цепочке, сварили домашний плов, все было чинно и благородно. Когда Алекс анонсировал, что через три часа нам нужно будет встать и идти на гору, с трудом верилось что организм на такое сподвигнется. Тем не менее все единогласно согласились и встали в нужное время, за что получили награду в виде отличного приключения. Ночью, первого января, вышли при свете фонариков, поднялись на хребет Карабельтек, постепенно встречая наступающий рассвет. Когда на привалах выключали фонарики, буквально физически ощущалось дыхание окружающих тебя гор, а иногда и товарищей J.Поднявшись на одну из вершин хребта, все с завидным азартом и весельем, несмотря на холод и не зажигающиеся спички и зажигалки, пытались запустить в небо китайские фонарики. В итоге троим это удалось, но важен был не сам результат, а процесс, просто чувствовалось как люди искренне радуются и получают удовольствие от всего происходящего.
Использовав все спички и порядком замерзнув, мы совершили прогулку вдоль всего хребта, завершив ее отличным спуском в долину. Вот такой красивый, запоминающийся Новый Год.
Панорама противоположной от города стороны хребта
Завершение
Как всегда, после написания отчета, проживаешь приключение заново и становится немного грустно. Но это сладкая грусть, на самом деле мы очень рады, что все так отлично прошло, появилось много новых друзей, открыли для себя новый район, зарядились эмоциями... спасибо всем и до встречи!Бюджет. Полезные ссылки
Бюджет поездки (по состоянию на январь 2014):Описание расходов | Сумма на человека, USD |
Перелет Киев - Бишкек - Киев | 676,59 |
Трансфер Бишкек - Каракол | 25,00 |
Трансфер Каракол - Бишкек | 33,00 |
Трансфер до мест катания | 77,06 |
Проживание | 175,00 |
Дневной скипас на подъемник | 21,74 |
Стоимость ужинов | 59,28 |
Новогодний ужин | 50,00 |
Источники + трансфер | 14,23 |
Личные покупки (питание, сувениры) | 67,97 |
Участие в программе SnowSense | 492,61 |
ИТОГО | 1692,47 |
Полезные ссылки:
- https://www.alakol.kg/index.php/ru/ - гостевой дом Алаколь
- https://meridian.perm.ru/04_maps/ - генштабовские карты района.
Автор: Алексей Караваев.